Обезьяна, страус и могила
ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ
После трехлетнего перерыва HBO наконец-то выпустили продолжение «Белого лотоса» — редкого сериала, заставку которого ждали с таким же нетерпением, что и сами серии. Как показали предыдущие два сезона, оформление титров еще будет меняться (финал запланирован аж на 6 апреля). Но уже ясно, на что стоит обратить особое внимание, если хотите рассмотреть спойлеры и получше понять героев.

Кристобаль Тапиа де Вир
— Музыка —
«Тропическая тревога» — так создатель сериала Майк Уайт в свое время охарактеризовал заставку первого сезона. Композитор Кристобаль Тапиа де Вир нашел для нее другие два слова: «гавайский Хичкок». Сошлись на том, что музыка должна быть интригующей и зловещей, но в меру. «Не хотелось уже с первых нот давать зрителю понять, что в сериале будет полно кровопролитий. Достаточно было создать ощущение, будто в финале ждет какое-то жертвоприношение», — объяснял Кристобаль Тапиа де Вир. 51-летний канадец родом из Чили (после прихода к власти Пиночета семья бежала из Сантьяго в Квебек) до «Белого лотоса» с Уайтом был не знаком: польстился на «любопытный черно-комедийно-детективный сюжет», обещание творческой свободы и ненапряжный график работы. Тогда, в 2021-м, за плечами Кристобаля были среди прочего саундтреки к «Черному зеркалу» (он писал музыку для одной из серий четвертого сезона под названием «Черный музей») и британского фантастического выживалити про смертоносное оружие «Утопия» — ремейк сериала в 2020-м выпустили Amazon Prime. Благодаря «Утопии» на композитора и обратил внимание режиссер «Белого лотоса». «Работа над заставкой первого сезона была импровизированной, — вспоминал Кристобаль Тапиа де Вир. — Я интуитивно сел за ударные, в какой-то момент ощутил себя в зоопарке и ухватился за это. Так что я не сразу решил выставить героев сериала зверушками и высмеять их. Это вышло само собой». Потом в ход пошли флейта («Я сам выдавал нелепые звуки, напоминающие обезьяньи крики»), гавайская гитара и фортепиано.
«Белый лотос», 2 сезон
«Белый лотос», 3 сезон
«Белый лотос»
Действие второго сезона происходило уже не на Гавайях, а на Сицилии, поэтому Кристобаль Тапиа де Вир ориентировался на фильмы Паоло Соррентино («Я большой фанат того, как он работает с музыкой и с танцевальных песен переключается на классические мелодии») и хотел совместить прилипчивый бит с итальянской оперой и произведениями эпохи Ренессанса. Результат ему, к слову, показался «ужасным» (главным образом потому, что Кристабаль слишком долго пытался довести работу до идеала), и популярность саундтрека он воспринял, мягко говоря, с удивлением.
К третьему сезону «Белого лотоса» Кристобаль нашел новый источник вдохновения — тиктоки с поющими котами: «Я пытался искать нужный мотив в поп-музыке, которую люблю, но меня ничего не впечатлило так, как случайное видео в тиктоке. Люди, изображающие мяуканья, — это лучшее из того, что мне подкидывал интернет. Хотелось сделать что-то похожее — примитивное, но трогательное».


— Спойлеры —
Те фанаты «Белого лотоса», кто спойлеров не боится, смотрят заставку с обостренным вниманием: как показали два предыдущих сезона, дважды номинированная на «Эмми» креативная студия Plains of Yonder («Декамерон» Netflix, «Властелин колец: кольца власти» Amazon) не просто обозначает общие темы сериала вроде похоти, гнева и чревоугодия, а зашифровывает конкретные сцены. Значение имеет и то, на фоне каких сюжетов в титрах вырисовываются имена актеров. «Из любимых метафоричных примеров — собака с задранной лапой, которую мы придумали под героя Тео Джеймса во втором сезоне. Он был одновременно тщеславным и агрессивным. Все время пытался пометить территорию и показать, кто здесь главный. В общем, токсичная маскулинность как она есть. Все это мы постарались воплотить в собаке, писающей на античную статую», — рассказывал сооснователь Plains of Yonder Марк Башор. Его коллега Катрин Кроуфорд же больше гордится другой сценкой — с Дженнифер Кулидж в образе мартышки на поводке, бросающей взгляд на запертую в башне красавицу: «Тут много намеков. Обезьяна перекочевала из первого сезона, где Дженнифер Кулидж веселилась в джунглях, и обзавелась ошейником на цепи. А девушка с длинными светлыми волосами, как на картинах Боттичелли? Почему она грустит в таких роскошных декорациях?». Про заставку к третьему сезону «Белого лотоса» Plains of Yonder рассказывают уклончиво: «Глубокие джунгли, деревни, храмы, дымящиеся лагуны, эпические сражения и морские катастрофы — все это играет важную роль как в сюжете самого сериала, так и в заставке». Меж тем в интернете уже вычленили из титров несколько предполагаемых сюжетных ходов: от инцеста в семье Тимоти (Джейсона Айзекса) до женского предательства в трио Кейт (Лесли Биб), Жаклин (Мишель Монахан) и Лори (Кэрри Кун). Намек на пока что самую обсуждаемую сцену сезона — с мастурбирующим Патриком Шварценеггером — якобы тоже был дан еще в первую минуту первого эпизода: имя актера появляется на экране на фоне обнаженной женщины, за которой наблюдают исподтишка.



— Культурные коды —
Заставки «Белого лотоса», по задумке студии Plains of Yonder, должны вызывать ассоциацию с роскошными обоями. «У нас было несколько вариантов оформления, — объясняла креативный директор Катрин Кроуфорд. — Но Майк [Уайт] выбрал именно эту, с красивыми “обойными” рисунками, которые отсылают к месту действия [сезона] и скрывают отсылки к героям и сценам». А еще — к номерам отелей сети The White Lotus Resort, которые часто оклеивают обоями с тематическими орнаментами. В «гавайском» сезоне это были, в частности, пальмы, цветы гибискуса и ананасы, в «итальянском» — элементы античной архитектуры и сюжеты с полотен эпохи Ренессанса. При работе над третьим сезоном, который снимали в Таиланде, Plains of Yonder взяли за референсы храмы с многоликим Буддой (эту тему как раз затрагивает в учебной работе одна из главных героинь), местную флору и, конечно, фауну, которую преимущественно составляют любимые Башором и Кроуфорд обезьяны. Неизменным остается только цветок белого лотоса, который, по словам Кроуфорд, во всех культурах символизирует возрождение: «Его корни уходят в грязь, и все же это великолепный цветок, который прекрасно раскрывается на поверхности. Как говорится в стихотворении [Альфреда Теннисона] “Пожиратели лотоса”, которое часто вспоминает Майк Уайт, лотосы плывут по течению и будто желают спрятаться от жизненных реалий».
